Братья и сёстры

сценическая дилогия Постановка Льва Додина Ленинградский Малый драматический театр Избранные спектакли
ПРЕМЬЕРА

9 марта 1985 года

Труппа
  • Режиссер-постановщикЛев Додин
  • РежиссёрыРоман Смирнов, Сергей Бехтерев
  • ИнсценировкаАркадий Кацман, Лев Додин, Сергей Бехтерев
  • СценографияЭдуард Кочергин
  • Художник по костюмамИнна Габай
  • Педагоги-репетиторыВалерий Галендеев, Галина Канаун
  • В ролях:
    1. Анфиса
      Татьяна Шестакова, Татьяна Рассказова
    2. Лукашин
      Николай Лавров, Сергей Козырев
    3. Михаил Пряслин
      Петр Семак
    4. Лизавета
      Наталья Акимова
    5. Ганичев
      Сергей Бехтерев, Адриан Ростовский
    6. Анна Пряслина
      Нина Семенова
    7. Егорша
      Сергей Власов
    8. Варвара Иняхина
      Наталья Фоменко
    9. Пётр Житов
      Игорь Иванов
    10. Илья Нетесов
      Анатолий Колибянов
О спектакле

Этот спектакль-реквием, спектакль-эпитафия огромному пласту народной жизни, деревенской Руси был поставлен в память о Фёдоре Абрамове.

Постановка представляет собой два самостоятельных спектакля — «Встречи и разлуки» и «Пути-перепутья», шедших на сцене театра в течение двух вечеров (общая продолжительность — 6 часов 20 минут).

Сценографом к «Братьям и сёстрам» выступил художник Эдуард Кочергин. Созданный им для постановки деревянный настил, подвижно подвешенный за четыре угла к колосникам, во время спектакля превращался то в стену избы, то в скат крыши, то в забор, то в помост, то в занавес.

Спектакль награжден Государственной премией СССР (1986), театральными премиями «Золотой софит» (Санкт-Петербург) и «Лучший иностранный спектакль» (Италия и Великобритания). Великий итальянский режиссёр Джорджо Стрелер назвал «Братьев и сестёр» Льва Додина одним из величайших спектаклей XX века, «эстетическим переживанием немыслимой высоты».

К 20-летнему юбилею «Братьев и сестёр» театром была выпущена программка, в которой упоминаются все артисты, когда-либо занятые в спектакле, страны и города, в которых театр побывал с ним на гастролях.

Рецензия

А. Караулов

...Рассказывая о судьбах Пекашино, Малый драматический театр во всем хранит верность истории. Тогда, в сороковые годы, было трудно, очень трудно, и Додин ничего не утаивает от зрителей. Он учит своих актёров играть время. Он ставит «Братьев и сестёр» как исторический спектакль, хотя прошло с тех пор всего ничего — каких-нибудь четыре десятка лет...

Додин и его актёры далеки от мысли играть в этом спектакле только сюжет, ибо любой сюжет подразумевает под собой абсолютную внутреннюю цельность и логическую завершённость. А Додин этой завершённости не желает. Он ставит картины из жизни. А не просто какой-то эпизод. Он мыслит другими категориями. Поэтому в его спектакле нет начала... и нет конца, и он совершенно справедливо обрывает своё повествование резко и неожиданно, на полуслове. Почему? Да потому что спектакль кончился, но жизнь-то продолжается...

Додин ставит спектакль-эпопею. Он разглядывает в частном причины общего порядка... Рассказывая о героях романа Абрамова, каждый из актеров Додина несет в себе как бы само понятие народ...

Источник

Караулов, А. В мире Фёдора Абрамова // Театральная жизнь. – 1986. - № 11. – С. 14-15.

библиография